18 февраля 2025 года,
Алматы, The Rixos Hotel Almaty       
 

От ЦОДа до Uber'а

Статьи

25.04.2016   Автор: Евгения ВОЛЫНКИНА

От ЦОДа до Uber'а

ИКС № 03-04 2016

Евгения ВОЛЫНКИНА

Средний и крупный российский бизнес осторожно относится к предложениям облачных провайдеров, что не мешает рынку облачных сервисов расти как минимум на 30% в год. 

Евгения ВОЛЫНКИНА

Ну а SMB и рядовые пользователи давно пользуются облаками, которые иногда полностью переворачивают ситуацию в традиционных видах бизнеса.

Рынок покупателя – каковым уже не первый год является российский рынок облачных сервисов – хорошо стимулирует их развитие. Причем, как показала пятая ежегодная конференция Cloud & Di­gital Transformation, организованная журналом «ИКС», заказчики теперь ищут не просто облачного провайде­ра, приятного во всех от­ношениях (с самым кру­тым ЦОДом, самым толстым портфелем услуг, самым жестким SLA…), а такого, предложения которого наиболее точно соответствуют требованиям их бизнеса. А эти требования могут и не зависеть от того, пришло время менять ИТ-оборудование или нет.

И конечно, облачным провайдерам надо учитывать ожидания компаний от использования облачных услуг. Как показало недавнее исследование iKS-Consulting, снижение затрат на ИТ сейчас не является главным стимулом для перехода в облако (его назвали лишь 38% опрошенных среди крупных компаний с числом сотрудников более 500). Самые главные ожидания бизнеса – это повышение масштабируемости ИТ (81% респондентов), возможность меньше заниматься ИТ-инфраструктурой и больше бизнесом (58%) и повышение мобильности пользователей (тоже 58%). В списке опасений крупного бизнеса, связанных с переходом к облачным сервисам, первые строчки сейчас занимают проблемы интеграции с имеющимися приложениями (62,5%) и унаследованной инфраструктурой (50%), тогда как угрозы безопасности находятся лишь на третьем месте (47%), а почти каждый пятый опрошенный не уверен, что использование облаков принесет ему какую-то выгоду. Поэтому, как отметил старший консультант по продажам направления Cloud и IoT компании Ericsson Андрей Гришин, заказчики теперь просят приходить с просчитанным бизнес-кейсом, требуют предоставить бесплатную пилотную облачную зону, проверяют все функциональные возможности и скорость работы предлагаемых облачных решений, а провайдер готов возить потенциальных заказчиков к имеющимся клиентам и оставлять их tet-a-tet для откровенного обмена мнениями о том же самом провайдере.

Относительно крупные корпоративные заказчики могут даже достаточно быстро изготовить собственное частное облако – целый ряд вендоров предоставляет необходимое оборудование и инструменты. Например, компания ЕМС предлагает решение Federation Enterprise Hybrid Cloud, которое включает в себя аппаратную платформу облака, программную платформу виртуализации, платформы автоматизации и безопасности, а также услуги по его внедрению всего за 28 дней. Правда, перед внедрением у заказчика будет проведено полное обследование ИТ-инфраструктуры и бизнес-процессов и определены его потребности в облачных сервисах. Однако, напоминает руководитель направления системных инженеров EMC Денис Серов, это решение позволяет осуществить лишь технологический переход в облако, а самой важной задачей – организационной трансформацией бизнеса – заказчику придется заниматься либо самостоятельно, либо с привлечением консультантов. И только после того, как заказчик научится работать с ИТ нового типа, корпоративное облако можно будет считать действительно построенным.

Экономия железная и программная

Провайдеры, зазывая клиентов в облака, всегда в первую очередь говорят о том, сколько заказчики смогут сэкономить при такой организации потребления ИТ-сервисов. Однако, как отмечает архитектор решений NetApp Роман Козлов, реальная цена хранения данных в облаке может оказаться неприятным сюрпризом для заказчика, и поэтому, по данным IDC, в 2014 г. почти 59% клиентов облачных сервисов Amazon Web Services перешли к другому провайдеру, а 38% из них вообще вернулись на собственную ИТ-инфраструктуру. Для сокращения стоимости хранения NetApp предлагает программное решение Cloud ONTAP, позволяющее комбинировать локальное и облачное хранение и осуществлять динамический перенос данных и приложений между разными ЦОДами и облаками. Удешевить хранение (и локальное и облачное) позволит и частичный возврат к старым технологиям, как бы странно это ни звучало. Речь идет о переходе на использование в СХД относительно медленных дисков со скоростью вращения 5400 и 4200 об./мин, на которых будут храниться архивы, не требующие высокой скорости доступа. При этом общая производительность СХД не пострадает, поскольку основной средой хранения станут подешевевшие SSD-диски.

Компания Ericsson предлагает облачным провайдерам и крупным дата-центрам снизить общую стоимость владения (ТСО) используемой ИТ-ин­фра­структуры за счет «железа», построенного на базе архитектуры Intel Rack Scale Architecture (RSA) и концепции аппаратного дезагрегирования. Это означает, что вместо установки в стойки отдельных серверов создаются пулы процессоров, сетевых интерфейсов, оперативной и дисковой памяти, которые располагаются на разных шасси. В итоге дата-центр превращается в один большой сервер с централизованным управлением и динамическим изменением конфигурации компонентов. Если традиционные серверы принято заменять, даже если не все их компоненты устарели или вышли из строя, то в новой архитектуре процессоры, память и сетевые интерфейсы можно менять независимо друг от друга. Согласно расчетам, проведенным Ericsson совместно с компанией MainStay, ТСО дезагрегированных стоек оказывается почти в три раза ниже, чем у традиционных серверных стоек.

Экономия и оптимизация дошли и до такой составляющей облачной инфраструктуры, как средства балансировки нагрузки. Они представлены сейчас и дорогими аппаратными, и бесплатными программными решениями. Недостаток первых – цена, а вторых – ограниченный функционал. Компания Avi Net­works считает, что ей удалось найти золотую середину и решить в платформе Avi Vantage, имеющей архитектуру программно определяемой сети SDN, экономические и технологические проблемы существующих балансировщиков. Это полностью программное решение продается по подписке, т. е. в лучших традициях облаков заказчик платит только за потребленные ресурсы, а САРЕХ = 0. Если для построения отказоустойчивого решения необходимо покупать два комплекта традиционных аппаратных балансировщиков, то при внедрении балансировщика Avi можно выбрать схемы резервирования N+1 или N+2 и тем самым серьезно сэкономить. Вклад в экономию вносит и функция автоматического масштабирования при изменении нагрузки, позволяющая запускать дополнительные виртуальные машины для обработки трафика только в пиковые периоды с последующей оплатой этих ресурсов, т. е. пользователю не надо изначально закладываться на пики, которые могут и не случиться. Кроме того, в балансировщике Avi Networks есть средства мониторинга и аналитики, которые при увеличении времени отклика запустят дополнительные серверы приложений, а в случае какого-то отказа включат новые виртуальные машины. Понятно, что балансировщик, пусть даже по подписке, это все же продукт для крупных компаний и облачных провайдеров, которые в свою очередь смогут предлагать своим клиентам услуги балансировки уже по доступным ценам.

Вдаль за облаками

Большую активность в деле продвижения облачных сервисов сейчас проявляют коммерческие дата-центры, на базе которых построены облачные инфраструктуры. Но мало просто иметь инфраструктуру, даже если ее качество подтверждено серьезными международными сертификатами, – заказчикам нужны комплексные ИТ-сервисы с удобным биллингом и технической поддержкой.

Понятно, что основные российские корпоративные потребители облаков сосредоточены в Москве. Но их зовут к себе не только московские провайдеры. Коммерческий директор казанского дата-центра STACK 24 Ильназ Хузяхметов  отметил не только более низкие по сравнению с московскими цены на colocation и облачные сервисы, но и малую задержку сигнала между Москвой и Казанью (15 мс), что вполне достаточно для нормальной работы большинства бизнес-приложений. Облака здесь предлагаются и публичные, и частные, и гибридные с ежедневным биллингом, круглосуточной технической поддержкой и конфигуратором, с помощью которого заказчик может за несколько минут собрать необходимые виртуальные вычислительные мощности.

Малое время задержки гарантирует и рижский дата-центр Lattelecom (19 мс до Москвы и 12 мс до Петербурга), а наличие сети с пропускной способностью 80 Гбит/с обеспечивает защиту от DDoS-атак, что актуально для банков, провайдеров облачных сервисов и онлайновых игр. Не всем корпоративным заказчикам приходится иметь дело с персональными данными, а если и приходится, то не все обрабатываемые ими данные являются персональными, поэтому сервис Lattelecom Cloud подойдет и для построения основной площадки, и для создания катастрофоустойчивых инфраструктур заказчиков, а для хранения персональных данных можно использовать ресурсы московского ЦОДа компании «Сервионика», партнера Lattelecom в данном проекте.

Вместе с партнерами

Кстати, партнерства на рынке облачных сервисов должны в ближайшие годы стать одним из основных трендов его развития, поскольку количество сервисов, необходимых среднестатистическому заказчику, с каждым годом растет, и далеко не всегда все эти сервисы можно получить у одного провайдера, да еще и по приемлемой цене. Поэтому руководитель по развитию облачных технологий IBM в России и СНГ Валерий Корниенко  называет очень многообещающим направлением облачный сервис-брокеринг, который сейчас бурно развивается на Западе. Стандартизованных облачных сервисов всех видов с каждым днем все больше, и даже сотруднику ИТ-отдела не самой мелкой компании становится все труднее подобрать подходящие. Заказчикам необходим партнер, способный предложить комплексное управляемое облачное ИТ-решение.

Таким партнером может быть дистрибьютор облачных сервисов, которым недавно стала компания Axoft. Как отметил руководитель отдела поддержки и развития продаж Axoft Евгений Куртуков,  в процессе выбора и покупки облачных сервисов довольно много подводных камней. В частности, нужно смотреть не только на стоимость сервисов, но и на возможность их интеграции друг с другом и с имеющимися у заказчика приложениями. Также нужно учитывать особенности работы каждого провайдера в части временных задержек, соответствия закону о персональных данных и т. п. Подбором и интеграцией облачных сервисов для заказчиков, как предполагается, будут заниматься реселлеры Axoft, коих по стране насчитывается уже порядка 6000. Кроме того, по мнению Е. Куртукова, работа облачных сервисов должна быть организована таким образом, чтобы заказчику было приятно тратить на них деньги. И поэтому дистрибьютор берет на себя организацию биллинга с любым числом провайдеров через «одно окно», а также взаимодействие с провайдером в случае нарушения SLA (к претензиям дистрибьютора, поставляющего многочисленных клиентов и обеспечивающего оплату потребленных ими ресурсов, провайдер по идее должен отнестись более внимательно).

Безопасный BYOD

Облачные технологии тесно связаны с мобильными приложениями, которые с каждым годом все активнее используются в корпоративных средах. Правда, практика подключения личных мобильных устройств к корпоративным системам зачастую вызывает противодействие со стороны отделов ИБ, но эти запреты редко оказываются успешными.

Более конструктивная позиция в этой ситуации – использовать специальные решения для управления мобильными устройствами, коих на рынке уже немало. Например, компания Samsung предлагает программно-аппаратную платформу Knox со встроенными средствами безопасности и управления. Как рассказал менеджер по развитию бизнеса группы корпоративных продаж Samsung Павел Даев, в состав этой платформы входят решения, предназначенные как для отдельных пользователей, так и для больших корпоративных систем. Например, любой пользователь может создать на своем телефоне защитный контейнер с отдельным паролем и шифрованием с помощью бесплатной программы My Knox. Для SMB-компании подойдет бесплатное облачное MDM-решение Knox Express, позволяющее удаленно управлять десятью устройствами на основе нескольких настраиваемых ИТ- и ИБ-политик. На более крупные компании рассчитано полнофункциональное облачное MDM-решение Knox Premium, а программа Knox Enabled App может без установки всей платформы поместить в контейнер даже одно приложение. Все эти контейнеры изолируют друг от друга на устройстве пользователя рабочую и персональную среды. ИТ-администратор компании может управлять содержимым только рабочей части (устанавливает политики безопасности, пароли, белые и черные списки приложений), а на своей личной «территории» пользователь смартфона может делать все что угодно. Соответственно, если устройство скомпрометировано, то удаленно можно стереть только корпоративные данные.

Ползучая uber’изация

Ради чего же нужны все эти оптимизации железа, систем управления дата-центрами, облачными средами и приложениями? Ради повышения эффективности обработки данных и изменения роли этого процесса в жизни компании. Причем эти изменения порой приводят к тому, что способы и технологии обработки данных начинают определять весь облик компании. Аналитик Александр Герасимов  назвал этот процесс uber’изацией экономики: традиционный бизнес услуг такси кардинально изменился благодаря тому, что облачный сервис теперь знает, где находятся таксист и клиент, каким будет маршрут поездки и ее стоимость, и это знание – за счет сокращения времени ожидания клиента и пробега машины в его поисках – позволяет в разы снизить цену транспортных услуг. Обеспечить качество обслуживания в таких сервисах, как Uber, Яндекс.такси и Gett, тоже можно за счет сбора и обработки информации, причем не только субъективных отзывов пассажиров о водителях, но и объективных телеметрических данных о режиме движения каждой машины и информации о нарушениях ПДД, допущенных каждым водителем. Все сервисы таких компаний по сути собраны из других облачных сервисов (ГИС, коммуникации, платежи, IoT/M2M). У них в собственности нет ни одной машины, но при этом Uber по капитализации превосходит «Газпром».

Как отмечает генеральный директор CDNvideo Ярослав Городецкий,  секрет успеха сервисов, подобных Uber, – в отсутствии капитальных затрат (их несут водители, которые в принципе и так купили бы машину) и необходимости контролировать качество конечного продукта (услуга сама по себе простая, а отзывы пользователей быстро отсекут недобросовестных исполнителей). Появились и другие посреднические сервисы, соединяющие поставщиков и потребителей разных услуг («Ярмарка мастеров», Profi.ru, YouDo, «Ваш репетитор»). Славы первопроходцев им вряд ли удастся добиться по причине более высокой сложности услуг, не слишком массового спроса, зарегулированности некоторых секторов рынка и т.п. Но попытки властей в разных городах и странах запретить или жестко регламентировать работу Uber и его аналогов ясно говорят о том, что традиционная экономика уже осознала угрозу, которую представляет для нее в разы более эффективная цифровая облачная экономика. 

СПОНСОРЫ И ПАРТНЕРЫ 2025

Золотой спонсор
Серебряный спонсор
Партнёр выставки